вооруженных силах;
- ОВД;
- УФСИН;
- госнаркоконтроле;
- противопожарной государственной службе.
Право на указанные выплаты возникает при:
- наличии достаточного стажа (выслуги лет);
- получении инвалидности во время службы;
- гибели военнослужащего у его иждивенцев.
Льготы.
Государство предоставляет следующие льготы военным пенсионерам:
1. Право на пенсионные выплаты после увольнения
- со стажем 20 и более лет с учетом региональных коэффициентов;
- или по достижении 45 лет при условии наличия 25 лет общего стажа, из которых не менее 12,5 лет - военная выслуга, а причина увольнения – по здоровью, по оргштатным мероприятиям, по достижению предельного возраста пребывания на службе;
2. Обеспечение жильем, если к моменту увольнения человек был признан нуждающимся в нем
3. Офицерам и членам их семей пожизненно предоставляется медицинское и санаторно-курортное обслуживание в соответствующих учреждениях Минобороны, если выслуга составляет:
- 20 лет и более в льготном исчислении;
- 20 календарных лет для прапорщиков и мичманов;
4. Государство частично оплачивает фактически оказанные услуги по погребению военнослужащего:
- ритуальных услуг на сумму не более 16 258 руб.;
- изготовление и установку памятника не более чем на 22 511 руб.
Данные выплаты по выбору членов семьи могут быть заменены на выплату пенсии усопшего в тройном размере;
5. Компенсация 75% стоимости путевки в санаторий, дом или базу отдыха военного ведомства для военнослужащих и 50% для членов их семей;
6. При необходимости стационарного лечения в другом городе – оплата проезда;
7. Освобождение от обязательства оплачивать налог на имущество физических лиц и прочие.
Октябрьские прения об индексации военных пенсий в 2015 г.
Индексация пенсий военных пенсионеров в соответствии с Указом Президента № 604 должна опережать инфляцию. Не ту, что заложена Правительством в закон о бюджете на очередной год, а ту, что вычислил Росстат. Плюс ежегодно должен увеличиваться понижающий коэффициент на 2%.
В Комитете Госдумы по обороне признают, что начиная с 2012 г., эти нормы не выполняются. Одновременно активно лоббируются предложения об отмене планового повышения понижающего коэффициента до 64,12%. Экономия (неполучение людьми) составит порядка 19,2 млрд. руб.
Справочно:
- в 2014 г. ожидается профицит бюджета (превышение его доходной части над расходной) от 0,3 до 0,5% ВВП;
- ВВП 1 квартала 2014 г. равен 15 992 млрд. руб.;
- 15 992 х 0,3% = 48 млрд. руб. – бюджетный профицит с учетом итогов лишь 1 квартала.
Депутаты понимают всю социальную значимость повышения пенсии военных пенсионеров. Поэтому все-таки повысят понижающий коэффициент, но не с 1 января, а с 1 октября 2015 г., тогда же предполагается произвести перерасчет пенсионных выплат с учетом инфляции. Если в проекте бюджета была запланирована индексация пенсий в 2015 г. дважды (с 1 января на 2%, а с 1 октября на 5-6%), то теперь говорят о разовом повышении в октябре, но сразу на 7,5%. Такой подход позволит сохранить пенсионное обеспечение военнослужащих на прежнем уровне еще в течение 10 месяцев 2015 года. То есть людям – действующим пенсионерам – почти год не будут платить 2% пенсии.
Два интересных дела, которые рассматривались в Верховном суде
С 01.01.2007 г. в России начали выплачивать огромные по тем временам деньги мамочкам, которые ухаживали за своими детьми до их 1,5-летия. Тогда женщинам предоставили право на ежемесячное получение 40% среднего заработка. Максимальная сумма составляла 6 000 рублей.
Через некоторое время одна из мамочек подала в суд против такой дискриминации: ее доход был существенно выше, ее работодатель делал крупные отчисления в фонд соцстраха, потому она полагала, что имеет право на больший размер выплат. Девушка дошла до Верховного суда и выиграла. Благодаря ей, максимальная сумма была увеличена почти в 2,5 раза, и мамочки по всей стране стали получать намного большие выплаты. Она одна с малышом на руках помогла улучшить жизнь многих семей.
В обзоре судебной практики Верховного суда РФ за январь-июль 2014 г. появилось любопытное пояснение о том, что ошибки по выплатам военным пенсионерам не имеют срока давности.
Гражданин с 1984 г. (28 лет – до 2012 г.) добивался перерасчета выслуги лет и получения недостающих (недоплаченных) сумм за все эти годы от военкомата и судов всех инстанций. Отказывали все, кроме Верховного суда.
Резюме
Учитывая эти два прецедента, а также наличие законодательной базы в виде:
- Закона № 4468-1;
- Указа Президента № 604;
военным пенсионерам стоит обратиться за помощью в судебные органы. Последовательно пройти все уровни судебной системы, дойти до Верховного суда. Решение должно быть положительным, так как принимаемые в последующие годы законы о бюджете противоречат этим двум правовым актам. И тогда пенсии военнослужащих России будут справедливо увеличены.
Только выдержит ли такой исход дела Правительство и бюджет? Ведь тогда каждому военному пенсионеру будет сделан перерасчет, начиная с 2013 г.
Надеяться на то, что проблему решат действующие военнослужащие нельзя: они очень ограничены в своих правах (вспомните хотя бы ст. 17 пп. 2, 9, 10 и прочие закона «О статусе военнослужащих»). Все вопросы к государству о действующей пенсионной системе придется задавать нынешнему поколению отставников. По представленным примерам можно сделать вывод о том, что будет достаточно, если это сделает хотя бы один военный пенсионер.